Ребенок не хочет учиться – что делать?
Родители когда-то были маленькими. Учились в школе, радовались, когда математичка заболела, или когда объявили карантин. Писали шпоры, прыгали до потолка, если на экзамене вытянули тот самый билет, и изучали способы выведения двойки из дневника. Не все, конечно, но многие. Многие из тех, кто сегодня, словно сразу родился взрослым, любит восклицать: «Ребенок не хочет учиться – что делать?». Советчиков, как правило, находится много. Одни говорят — отобрать телефон, вторые советуют отстать от ребенка, третьи – поменять школу. А на самом деле, что делать?
Причины
Сейчас будет откровение. Нет, даже открытие для каждого второго родителя, как минимум. Ситуации, когда ребенок не хочет учиться в школе, не существует. Объясним подробнее: ленивых по отношению к учебе детей не бывает, потому что это противоречит законам природы. Потому что ребенку, как маленькому, еще очень зависимому от мира взрослых человеку, нужно в этом мире как-то выживать. Он пытлив от природы, для него все ново, и учеба, познание мира – его незыблемая потребность.
Абсолютно каждый ребенок хотел бы получать хорошие оценки, слышать похвалы учителя, приносить домой грамоты и «висеть» на всех почетных досках сразу. Это естественно, и даже пояснять не нужно. Так почему ребенок не хочет учиться? Потому что у него не получается. И это имеет не одну причину.
Проблемы с учебой возникают из-за:
- конфликтов с одноклассниками – о какой учебе можно думать, когда школа равно стресс, насмешки, обида и сплошное разочарование;
- не сложившихся отношений с учителем: педагог — не беспристрастный робот, а человек, которому (не всем, конечно, но…) свойственно вешать ярлыки, заблуждаться и т.д.;
- психоэмоциональной травмы – это может быть, что угодно, от провала на глазах у всех до острой обиды из-за несправедливого решения взрослых.
С учебой начинаются проблемы, когда ребенка не понимают. Ему не дается тема, а учитель говорит «ты ленивый», он сделал задание по-своему, а педагог все перечеркнул красным. И таких историй, которые начинаются с маленькой драмы, и становятся серьезной проблемой, море.
1 класс
Казалось бы, ну тут все ясно. Из тепличных условий садика попасть в школу, где все довольно строго – вот и конфликт. Но, на самом деле, первый класс довольно «лайтовый»: домашнего задания почти не задают, уроки маленькие, игрового материала много. Так почему ребенок не хочет учиться в 1 классе? В большинстве случаев ответ прост – он не готов. Его либо отдали рановато, либо не было той мягкой подготовки (субботней школы, развивашки, домашних простейших занятий с мамой), которые чуть-чуть бы сформировали понятие об учебе.
Бывает и по-другому. В школу идет юный всезнайка, который с 4 лет читает, пишет и считает, носит с собой толстенную энциклопедию. Ему откровенно скучно, пропадает всякая мотивация. И тогда родители пускаются в авантюру: переводят его в школу статусом повыше, или пробуют «перепрыгнуть» через класс. Такое тоже не всегда заканчивается успешно.
2-5 класс
Что такое школа, дети уже поняли, но, кажется, не готовы терпеть ее так долго. И если учитель не пытается увлечь, а больше блюдет дисциплину и не особенно старается с игровым вовлечением, дети начинают скучать. В частности те, кто не готов быть послушным, исполнительным, примерным и образцовым. Кстати, его не стоит осуждать – критическое восприятие, собственное мнение нужно формировать с детства. А быть удобным ребенком – значит, рисковать во взрослой жизни стать невротиком.
Если ребенок в 8 лет не хочет учиться, значит, у него есть куда более привлекательные альтернативы. Повеселиться с друзьями, поиграть в телефон, погонять на улице на велике. Учеба воспринимается как неизбежное, но нелюбимое занятие. Не стоит отрицать, что учитель может быть не самым старательным. Потому что как только класс попадает к асу, который знает все нюансы педагогики и умеет справиться со стаей, на самом-то деле, любопытных птенцов, открывают рты все. Даже «камчатка», даже рьяные отрицатели всех наук.
Если ребенок 10 лет не хочет учиться, возможно, дело еще в начале переходного возраста. Там столько своих бурь и штормов, что только родители своей чуткостью, готовностью что-то перетерпеть, а что-то терпеливо объяснять, помогут ребенку выйти целым и невредимым из этого плавания. Нужно оставаться строгим, нужно включать разумную требовательность, но не меньше нужно помогать – а это целый комплекс действий.
6-7 класс
В этом возрасте пубертат уже вовсю «разбушевался», фокус смещается на общение внутри коллектива, на собственное взросление, на девочек/мальчиков, завоевание лидерства. Собственно, эти ориентиры можно хитро задействовать во благо учебе. Но делать это нужно тонко. Понимая, почему ребенок не хочет учиться, не передавить его авторитарными запретами, ограничениями и полным отсутствием желания вести открытый диалог.
Если ребенок 11 лет не хочет учиться, он уже начинает свою первую настоящую сепарацию. Авторитеты еще есть, но в них замечаешь много недостатков. Любой заход на личную территорию встречается клыками, а разговор на острые темы вводит его в стеснение и даже шок. Действовать нужно мягко, и никак не показывать, что Вас также штормит и Вы бы все отдали, чтобы он снова стал маленьким, понятным, так сильно нуждающимся в Вас.
8-9 класс
Пубертат все еще длится, но вызовы становятся чуть опаснее. Учеба разладилась, родители орут, ты далек от своих идеалов, а еще и внешность поддает сюрпризов – еще чуть-чуть и можно взорваться. И никто не понимает, что на самом деле ты очень уязвим, и что очень зависишь от родителей. И ненавидишь себя и их за то, что на самом деле тебе так важно их мнение, одобрение, любовь. Ох уж этот протест: хочу быть взрослым, но мне Вы так нужны. Отсюда и закрытые изнутри двери детской, и истерика в ответ на попытку серьезно поговорить, и прочий подростковый бурлеск, который всегда не то, что хочет он/она сказать и сделать на самом деле.
Ребенок не хочет учиться в 14 лет частенько из-за первой любви. Его гормональный бум сам ищет этой любви, может остро переживать ее. Учеба становится неактуальной, все вылетает из головы, и опять никто не понимает. Только орут, требуют или вовсе не замечают.
Советы психологов
Первый совет – пойти к психологу. Нет, не к детскому, а ко взрослому. Ведь к психологу ходят исключительно по запросу, когда человек признает свою проблему. А ребенок ее может не признавать. Главное, не говорить, что современные дети не хотят учиться (это не так!) или что ребенок совсем не хочет учиться (это тоже ложь, СОВСЕМ не бывает).
Что рекомендуют специалисты:
- Узнать, как складываются отношения в классе. С ребятами и учителем. Для этого не нужно выпытывать ребенка, припирать его к стенке. Куда лучше завести привычку рассказывать о своих делах за день. Вот собрались все за ужином: папа поделился событиями своего дня, мама увлеченно рассказала о случае на работе. Не сегодня-завтра и ребенок подтянется. Ему ведь на самом деле важно делиться, быть услышанным, быть в семье.
- Разговаривать по душам, когда настал подходящий момент. Не зайти в комнату и заявить, что «нам надо серьезно поговорить!» А во время расслабленной прогулки, при поедании вкусной пиццы в кафе, в какой-то другой располагающей ситуации мягко подойти к теме. Рассказать какой-то разоблачающий себя случай из детства, то есть показать, что Вы такой же, тоже были в его возрасте, и вообще, Вы свой. А дальше действовать по ситуации.
- Помочь ему. Если ребенок не хочет учиться и не слушается, где-то у него случился «ступор». И не страшно объяснить простую тему снова, и столько, сколько нужно. Не страшно найти онлайн-курс, где темы разжевываются так, что поймет любой, и добавить его к урокам.
Что делать, если ребенок не хочет учиться? Найти причину, вывести на откровенный разговор, услышать и понять, составить план действий. Заметьте, пунктов «наорать», «выпороть», «лишить телефона и компьютера» здесь нет.
Истории из жизни
Метод 1: Реализация потенциала вне школы
Вера перешла в другую школу. В гимназию, в новый третий класс, где было много задавак, и дружелюбие не зашкаливало. Учитель мало радовалась тридцатому ученику в классе, да еще оказавшемуся не таким темпераментным, как она. Вера сначала рьяно тянула руку, но, когда ей не давали раз от разу договорить, она стала это делать все реже. А потом и вовсе смирилась с ярлыком середнячка и предпочитала сделать уроки быстрее, чтобы засесть за рисование собственных комиксов.
Мама заметила, что ребенок вообще не хочет учиться. Был разговор с учителем, со школьным психологом, беседы с самой Верой. Этого не хватило. Решение пришло спонтанно: в городе был Детский музей, где время от времени проводились интересные экспозиции. И вот мама принесла туда кипу комиксов Веры, и в музее сделали из них недельную выставку. Об этом узнали в школе, потом в классе. Ребята сходили в музей и поразились: авторитет Веры вырос в одно мгновение. Это придало ей уверенности, на нее чаще смотрели, слушали ее, и ей захотелось соответствовать такому вниманию. В тетрадках стало чище, рука снова «трубой», и все потихоньку наладилось.
Метод 2: Мотивация жизненными примерами
Или вот еще история, только с ребенком постарше, рассказанная одним школьным психологом. Иван перешел в 8 класс, и с учебой как отрезало. Бывший отличник схватил сразу две «тройки» в четверти, из-за которых мама едва не упала в обморок. Папа посадил Ивана на домашний арест, крику было много, слез тоже, а вот разговора по душам не состоялось. К концу каникул мама немного пришла в себя и направилась к школьному психологу. Та ее успокоила: такое случается – сказала она – возраст такой. А еще выяснилось, что Ивана взяли в школьный клуб «Что? Где? Когда?», где были ребята постарше. Он увлекся этим, так хотел соответствовать, что нередко на уроках украдкой почитывал интернет.
Мама поделилась с отцом, тот был резок. Никакого ЧГК, если не исправишь оценки. Иван испугался, но зачем-то надерзил. А мама была хитрее. Один из ребят, который занимался в этом клубе, оказался сыном ее знакомой. Она пригласила их в гости, и мальчишки нашли общий язык не только в условиях школы. Иван восхищался новым знакомым, на вопрос «как четверть?» ему неловко было отвечать. Он решил исправить это дело. И исправил!
Слушайте и повинуйтесь – собственной интуиции, своей эмпатии. Все получится, если синхронизироваться с ребенком, его переживаниями, а не увлекаться авторитарной властью с ее обратной эффективностью.
Спасибо за достоверную информацию..