Можно ли наказывать детей: за и против

Многие родители задаются вопросом, можно ли наказывать детей. Кто-то считает, что наказание ремнём – норма, и это пойдёт ребёнку только на пользу, сделает его дисциплинированным и ответственным. Некоторые, напротив, предпочитают растить малыша, не вводя никаких запретов и карательных мер, потому что малыш должен чувствовать только любовь и доброту со стороны родителей. Рассмотрим все существующие подходы к воспитанию, анализируя ответы мам и пап на форумах, а также статистику. Как люди объясняют свои решения? Что именно они подразумевают под «наказаниями»? А завершим мы все это дело комментариями психолога. Начнем! 

За 

наказание детей

Все мы хоть раз в жизни встречали человека, который категорично утверждал: детей наказывать можно и нужно. Почему? Спросим!

Многие родители «старой закалки» считают, что наказание – это неотъемлемая часть воспитания, и без неё никак не обойтись. Далеко не у всех людей хватает терпения, чтобы справиться с проказами ребёнка. Но они и не должны этого делать — считают респонденты на форумах. Если бесконечно спускать на тормозах капризы чада, оно сядет на шею и вырастет капризным существом, не способным выслушать критику и исправить свою ошибку. Основной аргумент — действенность и веками доказанная эффективность наказания. Чаще всего люди ссылаются на свой опыт и признают: без «приведения в чувства» они бы пошли по кривой дорожке.

Родители из этого лагеря считают, что иногда действительно возникают ситуации, в которых к малышу следует применить санкции. Например, намеренная порча имущества, драки и скандалы в публичных местах, неуважение к старшим, грубое нарушение серьезных запретов. Если родители будут всё позволять ребёнку и не ставить каких-либо ограничений, то в будущем у человека будет уже не свобода, а вседозволенность. Он не будет видеть разницы между позволенным и запрещённым. Такую ситуацию мы часто наблюдаем, когда видим проделки золотой молодежи. Эти дети, как правило, растут в атмосфере всеобщего преклонения, поэтому становятся разнузданными, безответственными и эгоистичными.

Наказание, прежде всего, проводится, чтобы ребёнок осознал, что совершённый им поступок является недопустимым. Зачастую причиной недовольства поведением малыша становится то, что он ведёт себя не так, как угодно родителю. Но важно разделять, что является капризом мамы или бабушки, а что представляет собой жизненную необходимость. Не играть с розеткой — это жизненно важно, а учиться играть на фортепьяно — это амбиция родителя. Дисциплинарные меры в обоих случаях не могут быть одинаковыми. Поэтому мамы и папы стремятся конкретизировать, за что нужно наказывать ребенка, а за что ни в коем случае нельзя. 

Итак, разберемся, за что можно наказывать ребёнка, по мнению большинства родителей: 

  1. Нарушение заранее обговорённых правил. Когда Вы малышу обозначили конкретные границы дозволенного, а он их нарушил, заранее зная о возможном наказании, то применить санкции будет вполне справедливо по отношению к ребёнку. И это будет правильным решением, потому что малыш должен понимать, что за нарушением закона стоят последствия. 
  2. Вредительство в кругу семьи. Если ребёнок совершает поступок, который навредит окружающим, и делает это совершенно осознанно, то родитель должен наказать ребёнка, предотвратив повторение ошибки.
  3. Воровство, хулиганство вне дома, курение, употребление алкогольных напитков и другие запрещенные виды деятельности. Судя по опросам, 69% россиян готовы применить в этом случае карательные меры.
  4. Опасное поведение. За гуляние на железнодорожных путях, например, многим сорванцам светит отцовский ремень. За это высказались 59% россиян, принявших участие в опросе.
  5. Скандалы в публичных местах и другие манипуляции. Некоторые родители отмечают, что данные проступки нужно пресекать жестко, иначе ребенок так и будет добиваться всего желаемого истерикой.

лампочкаИнтересный факт: 57% россиян против физического наказания детей. Однако более трети населения страны (35%) имеют противоположную точку зрения, говорится в исследовании «Циркон».


На диаграмме отчетливо видно, за что люди чаще наказывают детей. Именно эти проступки, по мнению опрошенных, могут послужить поводом для физического «приведения в чувства» — шлепка, подзатыльника, пощечины.

диаграмма

Против 

Судя по опросам и мнениям в сети, все больше родителей склоняются к отмене санкционного режима: детей наказывать нельзя. Наказание ремнём или поход в угол – не выход из ситуации. Ребёнок будет плакать и нервничать, он не поймёт, за что понёс наказание, ведь ему будет не до мыслей о своих прегрешениях. Их затмит обида. Это может отрицательно сказаться на формировании личности и отношениях в семье. Если Вы принимаете решение, руководствуясь только негативными эмоциями, малыш может принять удар на себя и сделать вывод, что его не любят и не ценят. А ведь экзекуция развращает и нас, превращая папу в палача, а маму — в прокурора. Мы не замечаем того, как превращаем семью в подобие исправительной колонии. Да, исправительной, но все же колонии.

Судя по мнениям на форумах, родители считают, что однозначно не стоит наказывать ребёнка, если он всего лишь проявляет любопытство к тем или иным вещам. Рисовать на обоях, примерять мамину юбку, брать инструменты у папы, рисовать помадой на зеркале, разбирать предметы обихода – всё это примеры детского любопытства. Наказывать ребёнка за проявление интереса неправильно, ведь так он всего лишь познаёт мир. Если Вы накажете малыша в такой ситуации, то он может это воспринять, как наказание за любопытство, и перестанет интересоваться чем-либо. Это может отрицательно отразиться на жизненной позиции человека. 

кто и за что наказывает детей

Никогда не наказывайте детей за то, что сделано случайно — такова позиция родителей из этой группы. Если дочь или сын случайно разбили тарелку или вернулись с дня рождения друга на пару часов позже, это не стоит наказания. Чрезмерной строгостью Вы можете только оставить психологическую травму на всю жизнь и сделать ребёнка нервным и боязливым. Он не станет внимательным, аккуратным или ответственным, а всего лишь замкнутым и скрытным. Ему будет проще не афишировать свою настоящую личность при родителях, а раскрываться в кругу друзей. И тогда семья останется для него лишь формальностью, данью традиции, и он не будет получать удовольствия от общения.

Еще одно важное возражение — это подмена важных вещей эфемерными амбициями родителя. Увлекшись наказаниями, мы можем настолько передавить ребенка, что он навсегда окажется заложником маминой юбки. Например, если малыш не проявляет таланта или умения к какому-либо действию, ему не приносит удовольствия данное занятие, но Вам, именно Вам нужно, чтобы он этим занимался, результата не будет. Маленький человек просто станет механическим исполнителем чужой воли. Поэтому в такой ситуации Вы не должны его принуждать или наказывать. У малыша должно быть право выбора. Если у человека что-то не получается, наказание не поможет. Зато всегда будут кстати поддержка, любовь и понимание. 

Итак, подытожим: Почему нельзя наказывать детей?

  1. Портится микроклимат в семье.
  2. Теряется доверие по отношению к родителям.
  3. Ребенок замыкается в себе и теряет свою личность, уступая деспотичным «предкам».
  4. Нервы малыша оказываются расшатанными, и он вырастает эмоционально разбалансированным человеком.
  5. Ранний уход из семьи и разрыв из-за казарменного положения.

Мнения психологов

Первые скандалы между детьми и взрослыми начинаются обычно с трёх лет. В это время у малыша уже достаточно сформировавшийся характер. Этот период специалисты называют «кризисом трех лет». Чтобы адекватно оценивать поведение ребенка, нужно учитывать закономерности его развития:

  1. При наказании нужно учитывать возраст малыша. До трёх лет считается, что ребёнок не может дать объективную оценку своему поступку. Поэтому и наказывать его бесполезно: нет понимания ситуации. Совсем нет.
  2. После трёх годиков, но когда ещё ребёнок маленький, наказание не должно быть физическим и даже эмоционально сильным. Будет достаточно строгого выражения лица мамы или серьёзного голоса папы. Тогда малыш поймёт, что родители вовсе не шутят. Родительский авторитет еще силен, и Вы в силах заставить проказника его уважать без рукоприкладства и крика. Но уже в этом возрасте нужно выдвигать чёткую грань между запрещённым и дозволенным, так как многие качества в человека закладываются именно в период трёх лет. 
  3. В 4-5 лет ребенок активно налаживает внешние связи и проказничает вне дома. В этих случаях важно просто и коротко (долгой концентрации внимания пока нет) объяснить, что так вести себя нельзя, иначе будет то-то и то-то. Не нужно лишать малыша чего-то сокровенного, например, забирать любимую куклу дочери и говорить, что Вы её выбросите. Это слишком жестокое наказание для крохи. Нужно всего лишь объяснить, что пока малыш плохо себя ведёт, он не получит игрушку, она полежит в другой комнате. Или он не получит новую вещь, ведь такие достаются только хорошим детям. Такое решение будет более педагогичным и обдуманным. Но опять же — крик и шлепки под запретом, ребенок еще слишком мал и уязвим. Если вместо поддержки он получит пинок, это очень сильно его ранит.
  4. В более старшем возрасте ребёнок ко многим вещам подходит более осознанно. В 6-8 лет пора приучать шалопая к школе и ее жесткому распорядку. За провинности в классе можно более решительно применять наказания, чем за домашние шалости. Но важно заранее обсудить правила игры. Вы должны вводить санкции при несоблюдении правил, заранее обговорённых. Наказание направлено на то, чтобы ребёнок осознал свою ошибку. Он должен понимать, что действительно совершил неверный поступок, и действия родителей справедливы по отношению к нему. А что делает взыскание справедливым? Закон! Значит, если Вы не сказали ребенку, что нельзя дергать девочек за косички, виноваты ВЫ, а не он. Надо сначала воспитать, а уж потом требовать результата.  
  5. Чем старше дитя, тем больше оно может натворить бед. Но психологи настоятельно просят не применять насильственные методы даже в случае воровства или курения. Крик и скандал тоже не помогут. Шантаж и угрозы — еще хуже, чем истерика. Так что же делать? Беседа без повышенных тонов и выяснение мотива «преступления» — вот метод, актуальный во все времена. Даже преступнику дают высказаться и дать показания, так чем хуже ребенок? В его объяснении Вы увидите то, что важно исправить, ведь не только дети виноваты в том, что произошло. Беседа подскажет и идею для наказания. Важно смоделировать взрослый мир, где за проступок следует санкция, соразмерная ущербу. Уменьшение (не лишение!) карманных денег, компьютерного времени, досуга с друзьями — норма. Уборка, готовка, помощь бабушке, выгул собаки — отличные идеи вместо порки и домашнего ареста.                                                                       

Если с возрастными особенностями воспитания все понятно, давайте всё-таки разберёмся, можно ли наказывать детей или нет? И если да, то как лучше? По мнению психологов, лёгкие наказания допустимы и не несут никакого вреда для психики ребёнка, но одни они не сделают его более внимательным или ответственным. Если Вы думаете, что путём ссоры с малышом решите проблемы, то Вы очень сильно заблуждаетесь. Прежде всего, нужна беседа с четким воспитательным посылом и объяснением, почему нельзя?

можно ли наказывать детей

А вот испортить психику дитя можно при помощи тотального контроля, отсутствия внимания, физического насилия и игнорирования потребностей. Следовательно, перечисленные методы не рекомендуются к употреблению в процессе воспитания. 

По мнению психологов, критиковать (не ругать и не унижать) детей за проступки необходимо, чтобы предотвратить их в дальнейшем, но делать нужно это грамотно о объективно. Нужно закладывать правильные ценности в развитие ребёнка, чтобы он отличал добро от зла. 

Учёными доказано, что до двух лет дети понимают причины наказания со стороны родителей, но в наказании нет со смысла. Оно вызывает лишь чувство апатии, одиночества и несчастья. А вот после трёх лет можно применять наказания, но не физические. Каждая мера должна быть заранее оговорена и принята. Нужно придерживаться логики и пунктуальности в применении метода воспитания, чтобы ребенок знал, что такое «хорошо», что такое «плохо». 

Психологи рекомендуют разработать системы наказания и предлагают десять «принципов» правильного воспитания: 

  1. Наказывать нужно одинаково за идентичные проступки. Каждая ошибка должна иметь эквивалентное наказание, а не с запасом.
  2. Бывают ситуации, в которых ребёнок не осознал, что совершил что-то плохое, то есть он сделал это не специально. В такой момент не стоит применять наказание, а нужно просто спокойно объяснить чаду, что так делать не нужно.
  3. Не забывайте о предупреждениях. Баловство не нужно поощрять, но и наказывать за него стоит.
  4. Не используйте крики и угрозы, они не эффективны и могут только усугубить положение. 
  5. Родители между собой не должны расходиться во мнениях. Иначе ребёнок элементарно не будет знать, к какому мнению прислушиваться.
  6. Показывайте сами правильный пример и приводите в пример положительные качества окружения.
  7. Учитывайте физическое и психическое состояние ребёнка: не терроризируйте больного и ослабевшего малыша своими нотациями и упрёками.
  8. Не нужно унижать, принижать или позорить ребёнка, тем более при посторонних.
  9. Примирение – это очень важная ступень в воспитании. Ребёнок должен всегда знать, что его любят, но при этом чувствовать границу, что можно делать, а что нет. Поэтому после любого выяснения отношений важно помириться и закрепить урок беседой.
  10. Не поддавайтесь эмоциям: если очень сильно расстроились, не говорите с ребенком сразу. Сначала успокойтесь, а потом уже приступайте к беседе.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector