Дидактические игры по математике: примеры для младшей, средней и старшей группы

Перед Вами картотека дидактических игр по математике. Они нужны для того, чтобы в процессе интересной, развлекающий деятельности ребенок учился чему-то новому, узнавал что-то, приобретал навыки. Знания, приобретенные таким образом, очень хорошо откладываются, малыш запоминает все и впоследствии может ими пользоваться.

Математика – это предмет, который не всем дается легко, от этого в дидактических играх такого плана возникает серьезная необходимость. Для каждого возраста предусмотрены разные игры, чтобы ребенку не было сложно, и весь процесс он воспринимал именно как игру. 

Проводить дидактические игры своими руками в домашних условиях совсем не сложно. Инвентарь, который нужен для их проведения – это, зачастую, вещи, которые находятся на виду или под рукой.

Для детей 2-3 лет 

Дидактические игры по математике в младшей группе детского сада — это только начало пути к познанию чисел, поэтому задания должны быть максимально простыми. Эти примеры помогут Вам понять направление подготовки и начать идти к цели.

Игра «Малыши-карандаши»

  • Цель игры: она поможет малышу понять, что любое число состоит из нескольких единиц. Это знакомит ребенка с количественным составом числа.
  • Что нужно для проведения игры? Вам понадобятся цветные карандаши.

Как играть?

Достаньте из пачки с карандашами один и положите на стол перед ребенком. Обратите его внимание, что это один карандаш и одна единица, то есть число 1 состоит из одной единицы. Дальше добавьте карандаш. Теперь на столе два предмета. Пусть ребенок посчитает и скажет, что карандаша два. А теперь объясните ему, что число два состоит из двух единиц. Так постепенно добавляйте и убирайте карандаши. Следите за тем, чтобы малышу не стало скучно. 

Проверка усвоенного: Попробуйте поменяться ролями. Если думаете, что ребенок усвоил тему, то дайте ему полную пачку карандашей, затем назовите число. Пусть малыш выложит карандаши и ответит на вопрос, сколько единиц в числе, которое Вы назвали. 

Игра «Чаепитие»

  • Цель игры. Данная игра помогает ребенку понять количественную разницу между группами предметов.
  • Что нужно для проведения игры? Куклы или игрушки, любые чашки (настоящие или игрушечные).

Как играть? 

Сюжет игры такой: Вы пригласили в гости кукол, допустим, их пришло четыре. Скажите ребенку, что гостей нужно напоить чаем (при этом кружек на одну меньше, чем кукол). Малыш начнет «отдавать» чай гостям, но одной кукле чашки не хватит. Тогда скажите ребенку, что эта гостья загрустила, и спросите, почему. Цель игры в том, чтобы ребенок пришел к выводу, что кукле не хватило чашки, потому что гостей было больше, чем посуды. 

Игра «Сказочная математика» 

  • Цель игры: она развивает у ребенка навык порядкового счета.
  • Что нужно для проведения игры? Любая сказка с большим количеством героев, желательно, чтобы в книге были яркие иллюстрации. Отлично подойдут, например, сказки «Репка» или «Теремок».

Как играть? 

Прочитайте с ребенком сказку, посмотрите иллюстрации в книге, а потом попросите, чтобы малыш посчитал, сколько было названо героев. Помогайте ему, опирайтесь на иллюстрации.  

Обучение математике через развивающие игры — это залог прекрасной успеваемости в будущем, ведь многие точные предметы основываются на умении быстро считать. Чтобы разнообразить репертуар математических развлечений, проводите другие игры для этого возраста.

Для детей 4-5 лет

Дидактическая игра по математике в средней группе — это уже не баловство, а необходимость, ведь совсем скоро ребенок начнет готовиться к школе и почувствует соревновательный интерес в детском саду, где ему захочется побеждать и быть первым. Нужно поощрить это желание тщательными упражнениями дома. Чтобы их разбавить, можете поиграть и в другие развивающие игры для этого возраста.

Игра «Сколько всего?»

  • Цель игры: она развивает у ребенка навыки счета.
  • Что нужно для проведения игры? Вам понадобится несколько карточек, на которых напечатано или нарисовано несколько одинаковых предметов, например, 5 чашек, 8 котят или 4 замка. 

Как играть?

Развесьте карточки или разложите их перед детьми. Дальше придумайте загадку про один из предметов на картинке. Например, «без окон без дверей, полно горница людей» — дети должны отгадать, что это огурец. Тот, кто угадывает первым, подходит к карточке с огурцами и считает предметы. Если он посчитал правильно, то становится ведущим и загадывает следующий предмет. Ребенку необязательно придумывать загадку, достаточно будет описать предмет, не называя его.

Игра «Где же цифра?»

  • Цель игры: она помогает ребенку научиться ориентироваться в числовом ряду. 
  • Что нужно для проведения игры? Напишите числа на карточках, например, карточки от одного до десяти. Каждая цифра на отдельной карточке. 

Как играть? 

Разложите карточки так, как числа стоят в числовом ряду. Пусть малыш назовет их в правильной последовательности. Потом загадайте любое число, не изменяя ряд. Например, скажите найти цифру, которая находится в ряду после 5 и перед 7. Если ребенок находит правильную карточку, то похвалите его. Для детей, которые уже умеют складывать и вычитать, можно использовать задачки посложнее. Например, скажите, что цифра, которую Вы загадали, получается при сложении 2 и 1. 

Игра «Вокруг нас»

  • Цель игры: она позволяет усвоить то, что все предметы разной формы, а также учит отличать разные формы друг от друга.
  • Что нужно для проведения игры? Любые фишки, карточки и т.д., которые Вы будете давать ребенку за правильные ответы.

Как играть? 

Эта игра больше подходит для группы детей. Участники делятся на несколько команд в зависимости от их количества. Одна команда, например, ищет в комнате предметы квадратной формы, а другая – круглой. За каждый правильно названный предмет команда получает балл (фишку или карточку), в конце победа достается тем, у кого больше баллов. 

Для детей 6-7 лет

Дидактические игры для подготовительной группы — это уже прямая дорога в школу, по которой Вам предстоит пройти в лучший класс с наиболее развитыми детьми. Поэтому самое время научить малыша считать, в чем Вам поможет краткое руководство от педагога.

Игра «Беги ко мне»

  • Цель игры: она помогает закрепить называния геометрических фигур, также помогает ребенку понять, чем они отличаются друг от друга, а также способствует усвоению понятия размера.
  • Что нужно для проведения игры? Вам нужно определенное количество геометрических фигур, желательно, чтобы они были разные, а также разных размеров. Их можно вырезать из бумаги. 

Как играть? 

Дети встают в круг, в середине которого находится взрослый ведущий. Ведущий говорит, чтобы к нему бежали дети, в руках у которых, например, круги. Дети, которым достались круги, вне зависимости от их размера, должны подбежать и объяснить, почему именно их геометрическая фигура подходит под описание. Также можно просить подбежать детей с большими квадратами, маленькими треугольниками и так далее.

Игра «Кто твои соседи?»

  • Цель игры: она позволяет проверить, как хорошо ребенок ориентируется в числовом ряду.
  • Что нужно для проведения игры? Можно использовать мяч, но это не обязательный инвентарь.

Как играть? 

Дети могут встать в круг, Вы должны находиться в центре. Используйте мяч для выбора ребенка, который отвечает на вопрос. Вы кидаете ему мяч и называете цифру, например, пять. Малыш должен назвать соседей этой цифры, то есть 4 и 6. Так можно продолжать очень долго, используя числа и больше 10-ти. 

Игра «От конца до начала»

  • Цель игры: она помогает усвоить обратный счет 
  • Что нужно для проведения игры? Для нее не нужен какой-то определенный инвентарь, но можете взять мяч или что-то, что будет играть роль вымпела, который дети будут передавать друг другу. 

Как играть? 

Назовите цифру, например, 10. Передайте ребенку мяч или просто укажите на него. Тот, кого Вы выбрали, должен начать обратный отсчет от числа, которое Вы назвали, то есть назвать цифру 9. Дальше те же самые действия повторяет следующий участник. И так, пока Вы не дойдете до нуля.

Развивающие игры по математике — отличный досуг в семье и полезное начинание в детском саду. Учите детей, и уже скоро они сами удивят Вас открытиями и достижениями!

Автор: Екатерина Костерина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector